Детский сад№6 г. Пролетарск. Подготовительная группа «ЗАТЕЙНИКИ»

Консультация для родителей «Воспитание умственной активности у детей»

                      Консультация для родителей
            «Воспитание умственной активности у детей»

Умственное воспитание - это целенаправленная деятельность по развитию умственных сил и мышления ребенка, по формированию у него системы умственных действий и познавательных способностей.
Основной функция умственного воспитания детей является формирование познавательной деятельности, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир.
Для полноценного умственного развития ребенка первых лет жизни необходимо заботиться о развитии его восприятия и мышления. В связи с этим важнейшими задачами для формирования умственной активности детей дошкольного возраста являются:
 
v сенсорное воспитание;
 
v развитие мыслительной деятельности;
 
v становление речи;
 
v воспитание любознательности  познавательных интересов;
 
v формирование системы  знаний об окружающем мире.
 
Сенсорное воспитание включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства. В отечественной системе сенсорного воспитания традиционное содержание расширено и дополнено за счет включения ориентировки во времени, развития речевого и музыкального слуха. Ориентирование во времени предполагает, что ребенок усваивает представления о частях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени.
Мыслительная деятельность невозможна без речи. Овладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учиться мыслить. Слово – материальная оболочка мысли. Однако этот тезис справедлив в том случае, если за каждым словом у ребенка стоит образ предмета, который это слово обозначает. Если ребенок слышит в речи взрослых или сам использует слова, за которыми не стоят образы, мыслительной деятельности не происходит.
 
Так же в жизни ребенка как элемент воспитания умственной активности в повседневной жизни входят предметы материальной и духовной культуры: разнообразные игры и игрушки, пособие, книги, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства.
Настольно-печатные игры с правилами. Это игры типа лото, мозаика, домино, парные и разрезные картинки, кубики. Такой настольный материал обладает большой наглядностью и красочностью, в процессе игры с которым ребенок может активно действовать. Творческие игры .По своей природе отобразительные: в них дети отражают свои впечатления об окружающей жизни. В процессе игры эти знания поднимаются на новый уровень: переводятся в речевой план, следовательно, обобщаются, преобразуются, совершенствуются.
Продуктивные виды деятельности (конструктивная, изобразительная) обладают своими специфическими возможностями для дальнейшего развития планирующей функции мышления. Ребенок должен предвидеть результат производимых им действий, определять этапы выполнения работы, способы ее организации.
Воспитание умственной активности в трудовой деятельности направлено на обогащение сенсорного опыта детей: ознакомление с материалами, их признаками, свойствами, с их изменениями под влиянием преобразующей деятельности. У детей формируется система знаний о материалах, орудиях труда и инструментах, о способах выполнения трудовых операций.
Труд в природе имеет особую познавательную основу, так как знакомит ребенка с особенностями развития растительного и животного мира, что, в сою очередь, помогает в установлении причинно-следственных связей, подводит к выводам, умозаключениям. Таким образом, труд в природе способствует становлению словесно-логического мышления.
В завершении хочу отметить, что только системное использование всех, описанных выше тем воспитания детей обеспечивает общее гармоничное развитие ребенка, способствует приобретению необходимых знаний об окружающем мире и позволяет качественно формировать его познавательные способности и развивать умственную активность 

30 марта 2021 в 22:37

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.