Детский сад№6 г. Пролетарск. Группа раннего возраста «БАБОЧКИ»
Консультация для родителей. "Развитие творческих способностей ребенка"Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческие способности связаны с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) – талантом. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются: · Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность. · Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления. Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются: 1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей. 2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка. 3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возможностей. 4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д. 5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. 6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству. Показатели творческих способностей дошкольников: - открытость новым идеям, интерес к неизвестному; -склонность изменять стереотипы, отказываться от шаблонов, отходить от образцов; - умение выходить за рамки заданной другими ситуации;
- быстрота аналогий, ассоциаций; - умение подойти к проблеме с разных точек зрения; - умение вносить что-то новое, высказывать оригинальные идеи; - высокая познавательная активность, любознательность; - умение быстро переходить от одного способа решения к другому; переключаться; - умение замечать связи между признаками, формально между собой не связанными; -способность воспринимать объекты комплексно, целостно, выделять в них главное; - развитое воображение, (создание фантастических идей); - умение удивляться; - способность прогнозировать, формулировать гипотезы. Наличие в деятельности дошкольника большинства с обозначенных показателей свидетельствует о том, что его можно считать креативом. Советы родителям по развитию творческих способностей детей • Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка - не следует говорить, как можно улучшить его произведение. В этом случае, как бы ни старался ребенок, результат все равно недостаточно хорош. • Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или "за гранью". • Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток "шефства" может затруднить творчество. • Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным). • Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими. • Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит. • Постарайтесь найти ребенку сверстника с такими же способностями. Для ребенка дошкольного возраста очень важно иметь друга того же возраста и пола. Одаренный ребенок должен знать сотню детей, чтобы найти одного друга, похожую на него. Нельзя позволять ребенку погружаться в одиночество и избегать общения. • Активная родительская поддержка, домашнее обучение особенно важны и необходимы в возрасте от 3 до 7 лет. В процессе поддержки идет постоянное приспосабливание взрослых к ребенку, постигающему свой талант. • Иногда взрослые пытаются форсировать неординарные умственные способности детей, теряя в этом чувство меры. Нельзя лишать ребенка игр, заменяющих занятиями музыкой, чтением, танцами или спортом. • Используйте личный пример творческого подхода к решению проблем. • Широко используйте вопросы проблемного типа применительно к самым разнообразным областям (например, что будет, если все люди станут совсем маленькими, не больше пальца?). • Обогащайте окружающую среду ребенка новыми разнообразными предметами с целью развития любознательности. • Предоставляйте детям возможность активно задавать вопросы. • Используйте периодически творческие задания. Занимательные игры для развития творческого мышления. 1. Игра «Хорошо и плохо» Игра развивает умение находить в одном и том же предмете противоречия и противоположные свойства, смотреть на предмет с разных точек зрения, учит разносторонности. Ведь способность находить противоречия это основа парадоксального мышления. Дети обычно оценивают все в двух категориях хорошо и плохо. На такой оценке и основана эта игра. 1. Осень, весна, лето, осень; 2. Солнце, ветер, огонь, снег, дождь; 3. Спать, гулять в лесу, лазать по горам, кушать; 4. Делать зарядку, умываться, пить лекарства; 5. Стекло, утюг, тарелка, нож. Например. Лето хорошее, так как летом тепло, можно загорать, купаться, не нужно долго одеваться. А плохое, так как иногда летом бывает слишком жарко, можно обгореть на солнце и т. д. Огонь хороший, так как согревает, разогревает еду, сжигает опавшие листья, а плохой, так как обжигает кожу, вызывает пожары. Нож: хорошо, так как им можно порезать продукты, а плохо, так как нож может порезать пальцы. 2. Игра «Противоположности» Игра также направлена на развитие умения находить противоположные свойства одного и того же предмета. В ней Вы сразу называете противоположные свойства и признаки, а ребенок должен догадаться, какие явления или предметы могут обладать этими свойствами. Например: 1. Острый тупой (нож). 2. Злая добрая (собака). 3. Холодный горячий (холодильник, утюг). 4. Мелкое глубокое (озеро, море). 5. Грустный веселый (человек). 6. Сильный слабый (человек, животное, ветер).
10 марта 2019 в 11:59
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.