Детский сад№6 г. Пролетарск. Группа раннего возраста «БАБОЧКИ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ "ВЗРОСЛЫЙ МИР В ДЕТСКИХ МУЛЬТФИЛЬМАХ"

Давно доказано, что на развитие и формирование человека оказывает влияние среда. В особых взаимосвязях со средой находятся дети. Очень важный компонент внешней среды – родители и другие близкие ребенку люди. Их роль в развитии и становлении его личности неоспорима и неоценима. Но не только они влияют на ребенка, поэтому, сколь бы значительна ни была роль семьи, дети не могут ограничиваться домом и стремятся заглянуть за дверь квартиры.

Чем старше они становятся, тем более жаждут узнать новые, таинственные для них грани взрослой жизни. И жажду эту они могут вполне удовлетворить, не прилагая больших усилий, а лишь усевшись перед экраном телевизора. Однако доступность любой информации для детской аудитории не всегда благо, поскольку ребенок «заглатывает» ее без анализа и критики. Эмоциональное воздействие образа на впечатлительную детскую дущу настолько велико, что навсегда остается в памяти человека. Родителям необходимо обладать большим авторитетом, чтобы их сын или дочь устояли перед напором убедительной экранной картинки, которую, к сожалению, они иногда видят даже чаще, чем близких людей.

Большинство детей дошкольного возраста посещают детские сады, где в среднем проводят по десять часов в день. Еще десять часов в сутки уходит у ребенка на сон. Итак, получается, что на общение с родителями у него остается четыре часа. Что можно успеть сделать за это небольшое время?

Вопрос к родителям: Как вы используете часы общения с ребенком?

Можно побеседовать с сыном или дочерью о прошедшем дне, поиграть, почитать любимую книжку, сходить на интересную прогулку…. Но ведь нужно еще успеть и ужин приготовить, и шкаф починить, да мало ли какие еще дела найдутся! Домашние дела отнимают от оставшихся четырех часов больше половины. В результате общение с ребенком занимает около двух часов.

Чем же занят ребенок? Утро – сборы в детский сад. Очень часто в этот короткий промежуток времени дети успевают посмотреть телевизор, благо специально для них в утренние программы вставлены мультфильмы и телепередачи.

А что же вечером? Предоставленный сам себе, ничем не занятый ребенок не даст вам сделать никаких дел. Нужно его чем-то занять. Чем? Самый оптимальный вариант – телевизор. Ребенок сидит возле него, ни к кому не приставая, пока не приходит время ложиться спать. В принципе, считают родители, это не так уж и страшно. Получается, что, вопреки рекомендациям, возле телевизора ребенок проводит более двух – трех часов в день. Тем более что вечерние программы рассчитаны на детскую аудиторию. А если в доме только один телевизор, то ребенок тем более вынужден смотреть передачи для взрослых.

Теле – и видеопередачи, динамичные, красочные, эмоциональные, несомненно, привлекательны для детей.

Получается, что часто телевизор, радио и газета становятся первыми воспитателями наших детей, отодвигая на второй план родителей и воспитателей.

Возможно, и не было бы поводов для беспокойства, если бы «теленяни» не отличались столь явной агрессией, пошлостью и цинизмом. А дети, с их еще не сформировавшейся психикой, особенно остро подвержены воздействию телевидения.

Восприятие в дошкольном возрасте еще не сформировано полностью. Одним из свойств такого несформированного восприятия является его наивно – реалистический характер.

Дети настолько близко к сердцу принимают то, что им показывают по телевизору, что пытаются подражать телегероям, - то есть происходит своеобразное кодирование: у детей вырабатывается своеобразный психологический стереотип поведения и мышления. Это в свою очередь, приводит к бездуховности, развитию эгоизма, бездушия и жестокости.

Знаменитый кукольник Сергей Образцов пытался внушить взрослым простую мысль, которой следовал всю свою долгую творческую жизнь: нельзя детям до семилетнего возраста показывать (даже в сказках) сцены насилия, жестокости, грубого обращения с животными и людьми. Великий мастер знал: детская душа, что губка, впитывает все происходящее вокруг неё, особенно то, что происходит на сцене, на экране в книге. Поэтому необходимо тщательным образом отбирать мультфильмы, телепередачи. Например, мультфильм «Том и Джерри». Весь юмор здесь заключается в расплющивании то Тома, то Джерри, детям предлагают смеяться над тем, как кто-то падает, ушибается и т.д. В результате они принимаются таскать за хвост домашних питомцев, загонять друг друга под кровать и т.д. С подобными случаями неоднократно сталкиваются родители и педагоги.

Вспомним героев мультфильмов прошлых лет. Бравые ребятишки и не менее бравые зверушки не только побеждали злодеев и других неприятных личностей, но даже перевоспитывали их: противной старушке Шапокляк захотелось иметь друзей; Варвару, злую сестру Айболита, не только наказывали, но и прощали, потому что она раскаивалась в своих делах. Зло при встрече с добром всегда проигрывало. И это было законом, который облегчал жизнь и который с удовольствием усваивали дети. Они воспитывались на героических и романтических примерах. Детский кинематограф воспитывал, образовывал и даже выполнял психотерапевтическую функцию, снимая стрессы. А теперь на видеорынке можно встретить такое детское кино, которое приводит к психическим расстройствам, иногда весьма серьезным. В этом можно убедиться, понаблюдав за тем, что и как рисуют современные дети.

Даже в мультфильмах для самых маленьких даются военные сцены, ожесточающие душу ребенка. И вряд ли малыш, насмотревшийся таких фильмов, будет плакать о козлике, от которого «остались рожки да ножки».

Картины убийств, чудовищных превращений, сцены с вампирами, оборотнями приводят в некоторых случаях к серьезным психическим заболеваниям.

Конечно, можно сказать, что со временем ребенок привыкает и перестаёт бояться. Но что такое привычка спокойно смотреть на убийства и сцены насилия, как не патология?! Порой дети, инстинктивно защищаясь от «ужастиков», и хотели бы их не смотреть, но естественное для возраста любопытство мешает им. И тогда они испытывают мучительный психологический разлад. Такую ситуацию способно разрешить только вмешательство взрослых.

Но даже родители не всегда в силах оградить ребенка от агрессии, насилия, секса, часами обрушивающихся на них с экранов телевизоров. Ведь достаточно и мимолетной сцены кровавого насилия или полового акта, чтобы они глубоко поразили податливое сознание ребенка. И даже кино и мультфильмы для детей не избавлены от этого.

Многие научные исследования показывают, что дети подражают увиденной на экране жестокости. Их игры становятся более агрессивными. Ребенок легко может причинить вред окружающим, находя оправдание своего поведения в характере любимого телегероя.

Часто даже сами взрослые не замечают отрицательных моментов, содержащихся в современных мультфильмах и фильмах для детей. Яркие, красочные, динамичные мультфильмы студии «Дисней» кажутся нам абсолютно безобидными. Но так ли это?

Такое подражание увиденному на экране специалисты объясняют неспособностью ребенка отличать реальность от телевизионного вымысла. Несформированность телевизионной культуры у детей не дает им возможности сделать осознанный выбор нужной информации, выделить главное, сделать выбор из увиденного. Правильному восприятию телеискусства нужно учить так же, как и восприятию музыки и живописи. Остро стоит проблема содержания теле- и кинопродукции. Ведь дети смотрят не только те передачи, которые предназначены специально для них, но и те, что создаются для взрослой аудитории.

К сожалению, продукция детского телевидения очень часто содержит элементы телевидения взрослого. Например, мультфильмы, сюжет которых строится по принципу «недетское кино».

Если убрать звук, то движения героини фильма «Мулер Руж», соблазняющей партнера, и движения нимф, поющих песню в мультфильме, окажутся идентичными. Поток информации, идущий с экрана, значительно превышает возможности ребенка. Он просто не в состоянии воспринять его и самостоятельно переработать, поэтому выхватывает то одно , то другое. Дети часто не могут установить для себя связь между изображением и текстом.

Смотря фильмы и передачи, недоступные для его адекватного понимания, ребенок искаженно воспринимает отдельные эпизоды, вне контекста всей вещи. В результате возникают неправильные представления о человеческих поступках и мотивах действий, произведение остается непонятым. Ребенок обращает внимание на такие моменты, которые выделяются из целого произведения: манеру поведения, излишества моды, секс и т.д., - и все это влияет на формирование не только его вкуса, но и пристрастий и запросов.

Дети способны адекватно воспринимать информацию, как адаптированную, так и неадаптированную для детской аудитории, только при постоянной помощи и контроле со стороны взрослых. При отсутствии руководства со стороны родителей и педагогов они не в состоянии правильно воспринимать экранную продукцию, что и приводит ко многим печальным последствиям, которые называют вредным влиянием телевидения.

Современный рынок заполнен качественной теле – и видеопродукцией как отечественного, так и зарубежного производства. Такое обилие информации затрудняет возможность в ней ориентироваться. Ребенок дошкольного возраста вообще не способен делать это самостоятельно. Но даже небольшого объяснения бывает достаточно, чтобы он начал вычленять главные идеи сюжета.

Родителям необходимо просматривать программу ТВ на будущую неделю, отбирая те передачи, которые интересно и полезно посмотреть ребенку. Не стоит забывать и о количестве времени, проводимом ребенком у экрана телевизора. Общее время просмотра телепередач детьми до 7 лет не должно превышать 6 – 7 часов в неделю. И лучше, если малыш не будет смотреть телевизор больше получаса подряд. Именно такие рекомендации дают специалисты. Телевидение может быть нашим союзником и активным помощником, а может стать и неотвратимым злом, которое мы сами пустили к себе в дом.

 

10 марта 2018 в 13:49

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.