Детский сад№6 г. Пролетарск. Группа раннего возраста «БАБОЧКИ»
Консультация для родителей "Развитие речи детей 5-6 лет"Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых! Дети этого возраста любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной деятельности. В связи с этим значительно увеличиваются их речевые возможности, расширяется словарный запас, речь становится грамматически оформленной и содержательной. Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со взрослыми и сверстниками. Чтобы научиться говорить - надо говорить. Расширение словаря происходит одновременно с ознакомлением детей с окружающей действительностью, с формированием отношения к окружающему. Различают активный и пассивный словарь. Пассивный словарь - это слова, которые ребенок понимает, знает, но не использует. Активный словарь - это слова, которые ребенок не только понимает, но и употребляет в своей речи. Активный словарь пятилетнего ребенка к концу года должен насчитывать 3000 слов. Пассивный словарь обычно больше активного. Вы можете протестировать своего ребенка. Предложите ему пересказать сказку или коротенький текст, рассказать о каком-либо событии, составить рассказ по картинке, а затем проанализировать: как близко к тексту он передал содержание, использовал ли прилагательные, часто ли затруднялся в подборе слов. Методы и приемы для обогащения словаря детей: · дидактические, развивающие, настольные игры; · подвижные игры с текстом; · сюжетно-ролевые игры; · драматизация сказок; · игровые упражнения; · чтение художественной литературы; · рассказывание сказок с участием детей; · заучивание стихотворений; · беседы после рассматривания картин, иллюстраций. Если вы заметили, что у вашего ребенка есть проблемы с речью, как можно быстрее обратитесь за помощью к специалистам. Чем больше времени вы будете уделять ребенку в дошкольном возрасте, тем меньше вам придется помогать ему в школе.Но нужно помнить, что обучение дошкольника - это, прежде всего, игра, интересная и увлекательная. Вы можете проводить речевые игры, которые не требуют дополнительного времени, необходимо только ваше желание. · По дороге в детский сад предложите ребенку поделиться наблюдениями, касающимися погоды, подобрать как можно больше слов, описывающих деревья, рассказать, что нового он заметил на улице, в парке и т.д. · Дома на кухне спросите ребенка, какие продукты нужны, чтобы сварить борщ, суп, сделать салат, окрошку, какие продукты необходимо купить в магазине, какие приборы-помощники есть у вас на кухне и т.д. Развиваем речь ребёнка с помощью игровых моментов: 1. Подбираем синонимы. Назовите любое слово (например, «веселый») и спросите ребенка: «Как можно назвать по-другому?» (радостный, в хорошем настроении). Если ребенок затрудняется с ответом, подскажите.
4. «Угадай-ка». Вы называете признаки предмета, а задача ребенка- угадать, что вы загадали. Например, круглый, большой, полосатый, зеленый, съедобный, вкусный – «арбуз»
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». «Лишнее» слово среди имен существительных: кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
Чашка и стакан
10. «Что общее?» У двух предметов:
11. «Подбери словечко» В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
12. «Волшебные очки» Взрослый говорит: «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красный мяч, красные сапоги, красное платье, красный нос. Красное окно, красная рука и прочие. Список художественной литературы для детей 5-6 лет · читать детям нужно каждый день; · если вы собираетесь прочесть детям произведение уже знакомого им автора, необходимо напомнить и о других его книгах: 1) Николай Носов. Рассказы, «Приключения Незнайки и его друзей» (все части).
Родители: · Верьте в силы ребенка! · Обучайте в игре! · Умейте выслушать ребенка. · Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков. · Уделяйте постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи. Наполните повседневную жизнь детей грамотным речевым общением: · посредством называния окружающих предметов и явлений развивается предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т.д.); · в собственной речи четко проговаривайте окончания слов, дайте ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употребляйте грамматические формы и т.д. · обращайте ь внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни, учите детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.); · привлекайте внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину и т.д.); И самое главное – как можно чаще хвалите вашего ребенка, даже за небольшие успехи! 20 октября 2017 в 13:44
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.