Детский сад№6 г. Пролетарск. Группа раннего возраста «БАБОЧКИ»
Консультация для родителей «Воспитание умственной активности у детей»Умственное воспитание - это целенаправленная деятельность по развитию умственных сил и мышления ребенка, по формированию у него системы умственных действий и познавательных способностей. Основной функция умственного воспитания детей является формирование познавательной деятельности, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир. Для полноценного умственного развития ребенка первых лет жизни необходимо заботиться о развитии его восприятия и мышления. В связи с этим важнейшими задачами для формирования умственной активности детей дошкольного возраста являются: · сенсорное воспитание; · развитие мыслительной деятельности; · становление речи; · воспитание любознательности познавательных интересов; · формирование системы знаний об окружающем мире.
· Сенсорное воспитание включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства. В отечественной системе сенсорного воспитания традиционное содержание расширено и дополнено за счет включения ориентировки во времени, развития речевого и музыкального слуха. Ориентирование во времени предполагает, что ребенок усваивает представления о частях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени. · Мыслительная деятельность невозможна без речи. Овладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учиться мыслить. Слово – материальная оболочка мысли. Однако этот тезис справедлив в том случае, если за каждым словом у ребенка стоит образ предмета, который это слово обозначает. Если ребенок слышит в речи взрослых или сам испольует слова, за которыми не стоят образы, мыслительной деятельности не происходит.
· Так же в жизни ребенка как элемент воспитания умственной активности в повседневной жизни входят предметы материальной и духовной культуры: разнообразные игры и игрушки, пособие, книги, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства. Настольно-печатные игры с правилами. Это игры типа лото, мозаика, домино, парные и разрезные картинки, кубики. Такой настольный материал обладает большой наглядностью и красочностью, в процессе игры с которым ребенок может активно действовать.Творческие игры.По своей природе отобразительные: в них дети отражают свои впечатления об окружающей жизни. В процессе игры эти знания поднимаются на новый уровень: переводятся в речевой план, следовательно, обобщаются, преобразуются, совершенствуются. · Продуктивные виды деятельности (конструктивная, изобразительная) обладают своими специфическими возможностями для дальнейшего развития планирующей функции мышления. Ребенок должен предвидеть результат производимых им действий, определять этапы выполнения работы, способы ее организации. · Воспитание умственной активности в трудовой деятельности направлено на обогащение сенсорного опыта детей: ознакомление с материалами, их признаками, свойствами, с их изменениями под влиянием преобразующей деятельности. У детей формируется система знаний о материалах, орудиях труда и инструментах, о способах выполнения трудовых операций. · Труд в природе имеет особую познавательную основу, так как знакомит ребенка с особенностями развития растительного и животного мира, что, в сою очередь, помогает в установлении причинно-следственных связей, подводит к выводам, умозаключениям. Таким образом, труд в природе способствует становлению словесно-логического мышления.
В завершении хочу отметить, что только системное использование всех, описанных выше тем воспитания детей обеспечивает общее гармоничное развитие ребенка, способствует приобретению необходимых знаний об окружающем мире и позволяет качественно формировать его познавательные способности и развивать умственную активность.
3 апреля 2016 в 23:04
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.